http://www.yamoskva.com/node/10311/

Фотожурналист Игорь Стомахин показал «Хиппилэнд». 26.07.12.

Опубликовано evge-chesnokov в Пт, 27/07/2012 — 03:11

Центр фотографии имени братьев Люмьер http://www.lumiere.ru/ проводит творческие встречи с известными фотографами. 26 июля в рамках программы «Баланс Белого» и Фестиваля цветов «Flower Power» на Красном Октябре человек-легенда Игорь Стомахин представил серию своих работ из 348 фотографий, сделанных в 1980-1990-е годы. Основная тема этой подборки — хиппи в СССР, но цельный рассказ о каком-то сообществе невозможен без рассказа об атмосфере того времени. Жить в эпоху перемен было чертовски интересно и хочется поблагодарить Игоря за эти снимки, вызывающие некоторое чувство ностальгии.

Описание: 0_84d10_5bf4f7f1_L

Описание: 0_84d1d_6e15e5a6_L

Описание: 0_84d19_6ac809c_L

Описание: 0_84d27_9bc8c5e_L

Советские хиппи так же, как их американские братья и сёстры слушали Джима Моррисона, плели фенечки, вышивали на протёртых джинсовых куртках пацифик и курили траву. Но было как минимум одно отличие: американское движение хиппи существовало в социуме и не могло оставаться равнодушным к неравенству, дискриминации, войнам. Сразу вспоминается трогательный эпизод из оскароносного фильма «Форрест Гамп» — митинг против войны во Вьетнаме. Наши хиппи (или как их ещё называли — хиппари) создавали свои коммуны, чтобы уйти из социума. Движение хиппи зародилось в России в середине 1970-х годов, а в декабре 1979-го в далёком Кабуле советский спецназ взял штурмом дворец Амина, положив начало афганской войне. Протестовать против этой войны никто не пытался, любой протест был бы моментально подавлен всесильными органами госбезопасности.

Описание: 0_84d29_29ff27fa_L

Описание: 0_84d20_c8c9753_L

Описание: 0_84d0e_aebb00_L

Создавая свой маленький закрытый мир, хиппи всё-таки были вынуждены искать компромиссные варианты, ведь тогда в Уголовном кодексе существовала статья, предусматривающая наказание за тунеядство. Поэтому многие работали по трудовой книжке, но были и такие, кто занимался исключительно попрошайничеством (на сленге — «аскали»). Хиппи слушали классику американского рок-андеграунда, доставая забугорные виниловые диски через знакомых спекулянтов-фарцовщиков. При этом постепенно формировалась и отечественная музыкальная хипповская культура. Аня Герасимова, более известная как Умка, обладательница двух дипломов о высшем образовании, в свободное от сессий и аспирантуры время объехала автостопом всю страну, изложив свои впечатления в стихах, озвученных музыкальным коллективом «Умка и Броневичок». Неравнодушен к эстетике хиппи оказался и Сергей Чиграков (Чиж), чьи лучшие песни посвящены как раз советским неформалам («Мы уходили в подвалы, мы играли глубоко под землей. Нам взламывали двери и с погонами в наш андеграунд»). Да и вообще в любой дворовой компании обязательно у кого-нибудь в руках оказывалась гитара.

Описание: 0_84d1f_c305c5a7_L

Описание: 0_84d21_7521f0b_L

В середине 1980-х годов из подполья вышла отечественная рок-музыка, что отразилось на фотоснимках Игоря Стомахина. Клубов как таковых тогда не было, концерты игрались в заводских домах культуры, в Москве самыми большими были ДК имени Горбунова (Горбушка) и ДК МЭЛЗ (Электрозавод). Как организовывались выступления «Машины времени», «Аквариума» и других групп, практически загадка — концертных продюсеров в СССР не было. Ещё надо помнить про цензуру, ведь без заверенных (залитованных) специальной комиссией текстов выступление не могло состояться. Билеты распространялись не через официальные кассы Москонцерта, а среди знакомых и знакомых знакомых. Имея доступ к ротапринту, можно было распечатать билеты в неограниченных количествах, в результате чего в зал набивалось народу больше, чем он мог вместить.

Описание: 0_84d22_6912cba0_L

Описание: 0_84d25_35e56beb_L

К концу 1980-х советский строй агонизировал. «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?» — гораздо раньше написал Владимир Высоцкий. Первый Президент СССР Михаил Горбачёв дал свободу, но не написал инструкцию по применению. Чаще всего горожане использовали на практике свободу торговли, на улицах Москвы продать и купить можно было всё, что угодно: от сигарет до бриллиантов. Самая запоминающаяся примета последних лет советской эпохи это дефицит товаров в магазинах и хвосты очередей за случайно завезённым стиральным порошком, «Докторской» колбасой или кроссовками.

Описание: 0_84d28_9f3fc39c_L

Описание: 0_84d0c_a08876db_L

Описание: 0_84d24_5ea87493_L

Однако некоторые граждане воспринимали свободу как вседозволенность, что вызвало рост преступности. Тогда попасть в тюрьму было довольно просто, причём не только нарушителям закона, но и фотографам. Игорь Стомахин хотел сделать фоторепортаж из мест не столь отдалённых и отправил заявку в ГУИН. Пенитенциарная система заявку быстро удовлетворила и в итоге отснялся отличный материал в одной из вологодских колоний. В кадр попали все бытовые подробности пребывания осужденных на зоне.

«Панки любят грязь, а хиппи цветы, и тех, и других берут менты. Ты можешь жить любя, ты можешь жить грубя, но если ты не мент — возьмут и тебя» (Борис Гребенщиков). Хотя Игорь Стомахин снимает и некоторые протестные активности, в предлагаемой подборке нет сцен задержаний. Можно упомянуть, что площадь Маяковского (ныне Триумфальная площадь, столь любимая Эдуардом Лимоновым и его соратниками) стала популярной митинговой площадкой ещё в конце 1980-х годов, а улица Горького (ныне Тверская) периодически перегораживалась армейскими грузовиками, водомётами и шеренгами молодых бойцов внутренних войск с дубинками и щитами.

Описание: 0_84d26_29fe6090_L

Запомнилась и серия фотографий на религиозные темы, на снимках Игоря Стомахина можно увидеть ныне снесённую Соборную мечеть на проспекте Мира. На фото вверху: главный муфтий России Равиль Гайнутдин.

Описание: 0_84d23_8adc581_L

Описание: 0_84d2a_f0779d88_L

Описание: 0_84d1c_798a5227_L

Описание: 0_84d14_28fb701c_L

«Я по образованию историк-архивист, учился в Историко-архивном институте и на четвёртом курсе возникла необходимость перевестись на вечернее отделение. А для этого надо было устроиться на работу. Я шёл по улице и увидел объявление, что в Музей Революции требуется фотолаборант. Я устроился на эту работу, научился готовить растворы, пользоваться фотоувеличителем. В музее было огромное хранилище негативов, которые периодически необходимо было распечатывать. Эти фотографии потом оказывались, например, в школах и использовались для оформления стендов о революционной деятельности Ленина.

Фотобумага, плёнка, реактивы для проявки и фиксажа были относительно дорогие, а в музее было неограниченное количество фотобумаги и химикатов. Были и фотоаппараты. Я стал тогда снимать сначала своих друзей, а потом и других людей, разные сюжеты на улице. Я фотографировал продавцов мороженого или в пивной, мне хотелось снимать не такие сюжеты как печатались в газетах (передовики производства, знатные доярки, герои труда). Хотелось снимать обычных людей. Вскоре началась перестройка и в газетах стали востребованы обычные люди, уличные сюжеты. Несколько моих фотографий тогда напечатали в «Московском комсомольце» и я, уже окончив историко-архивный институт, понял что фотографировать интереснее и поступил на фотоотделение журфака,»- рассказывает Игорь Стомахин о самом начале своей карьеры фотожурналиста.

Описание: 0_84d17_f6246c0f_L

«Сначала была тусовка на Пушке, но я её не застал, меня лично захомутали у Булгаковского подъезда. Система была чудесная. Мне было четырнадцать лет и я быстро освоился на всех хиповских флэтах, прихватывал на себя кухню. И взрослым дядям говорил: ты пойдешь за макаронами, ты пойдёшь за дровами. И они шли добывать эти макароны. Я однажды пропал из дома, а у моего папы вид был ОБХССный (ОБХСС — отдел борьбы с хищениями социалистической собственности). И вот он пошёл меня искать, подсаживается к хиппи: «Вы из системы?» Они, естественно, разбегаются. Тогда он залез на памятник Гоголю и заорал: «Хиппи! Я не опер, я папа, у меня сын пропал!» Они собрались и спрашивают: «А как сын выглядит?» — «Длинные волосёнки, жидкая бородёнка и очки.» Хиппи говорят: «Ну, выбирай.» Папа осмотрелся, а они все подпадают под это описание. Тогда он говорит, что сын волосы прячет под беретку. «А, это Хихус!» И потом мне все хиппи целый год говорили: «Тебя не опер, а папа искал. Позвони родителям!» До сих пор звоню родителям частенько,»- рассказывает олдовый хиппи Хихус, один из героев «Хиппилэнда».

Описание: 0_84d15_53a20edf_L

Описание: 0_84d1b_5f4ee2aa_L

Игорь Стомахин: http://igor1.livejournal.com/

Центр фотографии имени братьев Люмьер: http://www.lumiere.ru/

Хихус: http://xixyc.livejournal.com/

Евгений Чесноков http://evge-chesnokov.livejournal.com/, информпортал ЯМОСКВА

 

 

Напишите

Для быстрой связи со мной

Not readable? Change text. captcha txt
0