http://www.kultpro.ru/item_426/
Культ Просвет Статья Львовой Натальи про Стомахина
Эту фотографию Игоря Стомахина я впервые увидела в журнале «Иностранец». Бабуля с фотоаппаратом «Смена», подпись под снимком гласила: «На добрую память». Сам автор назвал его просто: «Москва. Женщина с фотоаппаратом. 1981».
Игорь Стомахин. Москва. Женщина с фотоаппаратом. 1981
В плацкартном вагоне, где от соседей не спрячешься — за все ответишь, и который вот-вот отменят, признаюсь, что родилась в Москве, и слышу в который раз обвинительное заключение да всплеск воспоминаний. Душераздирающие — о поездках в Москву за колбасой. Страшную сказку из Коломны — о вагоне с местной мясной продукцией, приваренном к рельсам, чтобы не добрался до столицы. На фотографии Игоря эта самая тетенька была не «за колбасой», а в Александровском саду, с фотоаппаратом. Я представляла себе, как она проявляет пленку и печатает небольшие карточки у себя дома. В ванной, может быть.
А потом, в журнале «Столица» на меня обрушился разворот с монументальными фигурами, уверенными, скульптурными, непобедимыми. Одна из подписей сообщала: «С повидлой — 3, бумаги нет». У Игоря же в оригинале вполне миролюбивая подпись: «Москва. Продавцы пирожков у метро «Бауманская». 1989 год». Могучая женщина в почти белых нарукавниках, казалось, сталкивала пустой ящик за край кадра, мужская меховая шапка плотно сидела у нее на голове, ее коллега и случайный прохожий с одинаковым выражением добрых каннибалов на лицах глядели на зрителя. За ее несокрушимой спиной обозначался силуэт безхвостого голубя, примерзшего к деревянному ящику, а вывеска «Пирожки», цементирующая композицию, выглядела угрожающе.
Продавцы пирожков у метро «Бауманская».1989
В 1994 году появилась серия снимков «Сквот». Многочисленное семейство детей цветов проживало по адресу Большая Садовая, дом 10. Это известный адрес нехорошей квартиры Михаила Булгакова. На одном из снимков – младенец в ржавом тазу под одеяльцем. И если бы не он, мы бы покойно разглядывали умиротворенные лица его родителей в контровом свете и в загадочной дымке, с гитарами и дудочками, таких нежных и талантливых, когда б не жесткий взгляд фотографа.
Москва. Сквот. 1994
Когда-то Стомахин работал в музее Революции — фотолаборантом. Он учился в историко-архивном на факультете «Архивное дело», его дипломом стала работа о новгородских берестяных грамотах. Печатал фотографии со стеклянных пластин, собирал музейные выставки. В архиве музея было много экспонатов, которые зрителям не показывали. Фотография Ленина с тремя ногами — это небрежно отретушированный кадр с двумя фигурами — Ленина и Бухарина. Они стояли рядом. Фигуру Бухарина заклеили черной бумагой, а нога осталась. Не заметили.
На фотографиях Игоря много этих «третьих ног». Нет однозначных кадров, всегда рассказ, размышление, история. Или просьба: оставаться нам и ему думающими, сердечными, понимающими. Очевидно, не из посудной лавки слон на снимке 1984 года. Он упирается головой в бетонный забор с острыми прутьями, деликатно протягивает хобот наружу, глядит внимательно.
Москва. Слон в московском зоопарке. 1982
Загорск. Пожилая женщина. 1984
Санкт-Петербург. Белые ночи. 1995
Боровск. Мужчины на рынке. 1986
Уман, Украина. Ортодоксальный еврей. 1995
Анапа. Переход к причалу. 1985
Казань. Женщина переходит улицу. 1985
Вологодская область. Исправительная колония. 1990
Ялта. Женщины на набережной. 1991
Ленинград. Молодежь у Казанского собора. 1990
Ленинград. Подросток. 1991
Тбилиси, Грузия. Часовщик. 1993
Теги: Фотография
Люди: Стомахин Игорь